Картинная галерея г.Красноармейска

В
ыставки

ККГ
 
   

09.07.2014
Выставка анималистики:
От зайцев до динозавров…
30.08.2014


Наконец-то мы увидели эту выставку! Весной этого года по просьбе Академии акварели С.Н. Андрияки она была составлена из работ, входящих в собрание нашей картинной галереи. Отзывы на ее проведение в выставочном зале Академии были более чем благожелательными. В благодарность за предоставленную выставку, представленные на выставке работы были возвращены нам оформленными в паспарту. Только благодаря этому выставка смогла быть представлена в нашей галерее: оформление такого количества работ наш бюджет выдержать не в состоянии.
Теперь настала пора рассказать о представленных в экспозиции работах, а точнее, об их авторах. Имена этих художников, большинство из которых по праву считаются классиками отечественного изобразительного искусства, широко известны. Крупнейшие музеи страны гордятся тем, что произведения этих мастеров имеются в их собраниях. А многие музеи хотели бы гордиться, да вот нечем. Как же хорошо, что наша галерея находится в числе первых!
Открывают экспозицию, как и положено, литографии одного из основоположников отечественной анималистики Василия Алексеевича Ватагина. Литографии эти были созданы в 1920-1930-х годах, две из них настолько редки, что специалисты по творчеству Ватагина из Дарвиновского музея не смогли их атрибутировать. Литографии демонстрируют удивительное мастерство в изображении животных и высочайшее искусство владения техникой литографии, которой художник обучался в далеком 1910 году у К.Капштейна в Берлине. Редчайшими работами представлен на выставке и еще один знаменитый художник-анималист Георгий Евлампиевич Никольский, ученик Ватагина. С его работами, думается, знаком буквально каждый, кто в детстве и юности читал книги о природе и животных. Никольский был прекрасным иллюстратором, одним из лучших в отечественной книге XX века. За одни лишь 1950-е годы было выпущено около 100 книг с его иллюстрациями! На выставке сейчас демонстрируются три его оригинальные работы самого редкого – раннего периода творчества.
Несмотря на то, что Владимира Андреевича Фаворского – легендарного мастера ксилографии и книжной графики к числу анималистов отнести можно с некоторой натяжкой, его мастерство в изображении животных не может не восхищать. На выставке демонстрируется 4 листа из серии линогравюр входящих в знаменитый цикл «Самарканд», который был задуман и выполнен во время Великой Отечественной войны в Самарканде, где художник был с семьёй в эвакуации. Здесь впервые в жизни Фаворский взялся за линогравюру. Линолеум присылался ему из Ленинграда его учеником М. И. Пиковым.
Среди представленных на выставке работ великолепные акварели и литографии 1930-х годов Соломона Самсоновича Боима, оставившего яркий след в истории отечественного изобразительного искусства. Можно увидеть здесь и уникальные акварели Владимира Ильича Андрушкевича – художника из Пушкино, долгие годы бывшего большим другом нашей галереи. Акварели эти рисовались им в 1954 году в Вильнюсе, куда он, в числе других студентов Суриковского института, приезжал на практику. Акварели демонстрируют внимание к натуре и уже оформившееся мастерство художника.
Еще одним другом нашей галереи была Лия Владимировна Хинштейн. Ей так и не довелось побывать в нашем городе, но мы часто встречались с ней, а когда не было такой возможности, перезванивались. Наша галерея гордится тем, что в ее собрании хранится более 50 произведений этого прекрасного мастера анималистики. Одна из талантливейших учениц Ватагина, она прославилась циклами своих работ, созданными в Московском зоопарке и Уголке им. Дурова. Часть из этих произведений мы с удовольствием включили в экспозицию.
Специально для жителей и гостей Красноармейска мы расширили состав выставки, добавив в нее полтора десятка работ, не экспонировавшихся в Москве. Авторы их также известные мастера, но их творчество несколько выходит за границы жанра. Виртуозного мастера акварели Рубена Артемовича Варшамова к анималистам можно причислить по праву, но объекты его внимания несколько необычны – игуанодоны, протоцератопсы и прочие животные, которых в зоопарках не встретишь, а вот художник где-то умудрился увидеть. Иначе как объяснить удивительную релистичность созданных им образов? Не случайно они неоднократно издавались в известных книгах И.Яковлевой
"По следам минувшего".
Были в истории искусства и другие художники, которые тоже изображали животных, только сказочных. А кто сказал, что зайцев, волков и лис из сказок можно изображать, не изучив их прототипов из жизни? В том, как виртуозно прекрасным мастерам линогравюры Галине Петровне Завьяловой и Александру Алексеевичу Комарову это удалось сделать, легко сможет убедиться посетитель выставки. Несмотря на то, что она продлится до середины августа, советую не откладывать ее посещение: а вдруг захочется вернуться сюда еще?

А. Зражевский



 

 

В. Ватагин. Пантеры (1922)
В. Ватагин. Пантеры (1922)

 

В. Фаворский
Ослики. Из серии «Самарканд» (1943)
В. Фаворский
Ослики. Из серии «Самарканд» (1943)

 

С. Боим. Этюд лошади (1933)
С. Боим. Этюд лошади (1933)

 

В. Конашевич
Наброски лежащей собаки (1927)
В. Конашевич
Наброски лежащей собаки (1927)

 


Р.Варшамов.. Археоптерикс. 
Илл. к книге И.Яковлевой 
"По следам минувшего" (1983)
Р.Варшамов.. Археоптерикс.
Илл. к книге И.Яковлевой
"По следам минувшего" (1983)


 

 

 
Free counters!
Рейтинг@Mail.ruСайт Министерства культуры РФ